Категории сайта
Поиск по сайту
Последние комментарии
Календарь
Восьмидесятые
История Запорожья
Будь в курсе наших мероприятий
Опрос






Жизнь Запорожья » Досуг запорожцев › Когда елки были большими

Теги:
 (голосов: 1)
  

Ближе к празднику, когда в воздухе развивается аромат хвои и мандаринов, память щедро выдает на-гора светлые моменты… Самое время вспомнить о новогодних утренниках нашего детства

 




Культ Зайца
 
Если лет через триста фото из советских детсадов покажут историку, он решит: в СССР существовал культ зайца. Белая ушастая униформа настолько вошла в новогоднюю традицию, что у большинства родителей мысль об ином маскарадном костюме для мальчика даже не возникала. Наряд зайчика был удобен и демократичен: хоть сшей целый комбинезончик с хвостиком из настоящего меха, хоть ограничься картонным налобным обручем с парой ушей.
«Моя мама хитрила – шила только белые штаны и заячью шапку с ушами. Верх не шила, давала надевать белую рубашку. Я переживал, думал будет заметно. А оказалось, когда одел, что ничего не заметно – очень даже зайцеподобно», – вспоминает запорожец Андрей Гаврилюк.

Все начинали со Снежинки

Если мальчишкам приходилось повально быть Зайцами, то карнавальная «карьера» запорожанок в советские годы непременно начиналась с роли Снежинки. «Хотелось быть Принцессой или Мушкетером, а приходилось – рядовой Снежинкой», – рассказывает жительница Запорожья Елена Самардак.
Незатейливые белоснежные костюмы шили мамы и бабушки – из накрахмаленной марли, тюля, ваты и обычных прозрачных платьиц. Украшенные елочным «дождиком» и «снежком», такие наряды зимой успешно служили карнавальными костюмами. А в теплое время года, без новогодней мишуры, продолжали быть нарядной или повседневной одеждой.
Полтора часа рева
  Непременным маскарадным атрибутом для девочки почему-то считалась корона из елочных бус, блесток и мишуры. Хотя в 70-80-х такую можно было купить в магазине, ее обычно мастерили собственноручно – чтобы была неповторимой. Ведь выделиться из «снежной» массы девчонки рады были еще в детском саду. И мамы им подыгрывали – нашивали блестки на платье, цепляли на корону свою брошку, подкрашивали дочкины щечки своими румянами… И вот Снежная Королева (или Зимушка-зима, Василиса Прекрасная, Принцесса, Мальвина) шла на свой первый бал. А там кто-то из чересчур добрых взрослых – а то и сам Дедушка Мороз – некстати умилялся нарядной девчушке: «Ой, какая Снежинка». Полтора часа рева были обеспечены!
«Быть Снежинкой мне пришлось несколько лет подряд. Однажды я взбунтовалась – мама принесла костюм Колокольчика. Я заявила воспитательнице, что не буду Снежинкой – только Колокольчиком. На что она мне ответила: «Раз так, то все девочки будут танцевать, а ты будешь сидеть одна на стуле!». И весь утренник я просидела на лавочке, зато в оригинальном костюме», – вспоминает экс-запорожанка Лидия Дубовик.

Дети кукурузы
Лишь в начальных классах школы, когда быть «одинаковыми» уже не хотелось, но маскарад еще не казался «затеей для маленьких», зайцы и снежинки эволюционировали в других канонических персонажей. В Запорожье середины ХХ века это, например, костюмы, символизирующие зиму и просто холод: Снегурочка, Метель, Снеговик, Пингвин и даже Эскимос. Ну и, конечно, все те же «зайцеподобные» образы лесных зверюшек: Белочки, Медвежата, Лисички… Всевозможные звериные, и не только, маски на жгутиках были в изобилии. А вот карнавальные головные уборы (например, популярные и универсальные колпаки) приходилось делать самим.
В хрущевско-брежневские времена на утренниках не обходилось и без идеологически верных персонажей – например, школьников, перевоплотившихся в кукурузные початки. «В 60-м году одна девочка из нашего класса пришла в костюме, на котором было написано: «Миру – мир!». На тот момент это был самый распространенный советский лозунг», – вспоминает запорожец Алексей Кислицын.
Все костюмы хороши…

Из оригинальных костюмов 30-40-летней давности можно вспомнить наряды «Елка» и «Ночь». Для первого из зеленой ткани шили платье с широкой юбкой, обшитой множеством рюшей. Костюм украшали игрушками, бусами, мишурой. На голову – естественно корона в виде красной пятиконечной звезды. Незамысловатой в исполнении была и «Ночь»: на черное платье с помощью крахмального клейстера прикрепляли блестящие «звезды» из фольги (часто из обертки шоколадных конфет). На голове – ободок с полумесяцем из той же фольги.
Набор мальчишечьих костюмов был «железным» – Мушкетер (широкополая шляпа с пером да накидка на плечи), Пират (перевязанный глаз, тельняшка и кинжал за широким поясом), Богатырь (пластмассовое снаряжение с магазинных полок), Звездочет (бумажный колпак-конус, обшитый звездами костюм да подзорная труба), Индеец (бахрома от старой шторы на штанах и перо в волосах), Клоун (нос-картошка да яркий грим), Факир (чалма из дефицитной парчи)…
Сделай сам!
Создание самодельных костюмов из подручных средств – удивительное семейное таинство на несколько вечеров – раскрывало творческие способности не на шутку. Родители, как могли, старались сделать из ничего изюминку. Схемы изготовления оригинальных нарядов в советские годы публиковали даже в журналах. Иногда в ходе подготовки карнавальных нарядов можно было сделать потрясающие открытия. Например, самый запомнившийся вашему покорному слуге костюм собственноручно скроил и сшил … отец! В костюме ковбоя – жилетка и штанишки из дерматина (тогда это казалось настоящей кожей!), толстый кожаный ремень с двумя револьверами в кобурах, огромная пряжка из дефицитной крышки для консервирования и настоящая ковбойская шляпа с тесемкой до подбородка, развернутый наоборот пионерский галстук на шее – будущий корреспондент «Правды» вчистую выиграл конкурс маскарадных костюмов!
Сказочный писк
 

Отдельным писком маскарадной моды были сказочные персонажи Алексея Толстого – Буратино (тут главным было умение не столько сделать длинный накладной нос, как смочь его закрепить на лице), Мальвина (без голубого парика не обойтись), Артемон (хвост, рукавички, белая манишка да кудрявый парик) и Пьеро (пуговички-помпончики, костюмчик из белого ситца с длинными рукавами и нарисованная на щеке слезка).
А самыми популярными костюмами «на скорую руку», пожалуй, были «Красная Шапочка» для девочек и «Доктор Айболит» для мальчиков. В первом случае достаточно было нахлобучить на голову дочурки красный чепец и дать в руки корзинку. Во втором – надеть халат (можно белую рубашку старшего брата) и соорудить медицинский колпак с красным крестом.
Вата, ножницы, бумага
Кроме изготовления маскарадных костюмов необходимо было привести в праздничное состояние классы и актовый зал школы. Из белой бумаги или в основном салфеток школьники нарезали ажурные снежинки. Схем создания подобных украшений было столько же, сколько и людей с ножницами. Вырезаешь кружок, складываешь в несколько раз, делаешь всякие надрезы и вырезы, разворачиваешь и вуаля – неповторимая снежинка готова! Все эти «оригами» обычно наклеивали на оконные стекла – мылом или клеем со странным названием «гуммиарабик». Из цветной же бумаги нарезали и клеили яркие цепочки – «дождики» были еще тем дефицитом! «Дождинками» обычно украшали актовые залы – их наматывали на маленькие кусочки ватки, «обслюнявливали» эти комки и бросали в потолок. Прилипало самым чудесным образом!
Орехи в подарке

Кроме утренников в саду и школе юные запорожцы посещали и так называемые «елки» в цирке, дворцах и домах культуры. Новогодние представления шли по всему городу непрерывной чередой. Билетами исправно снабжались все члены профсоюзов (тогда практически все граждане СССР), имеющие детишек в возрасте до 14 лет – сначала бесплатно, а затем по символической цене. Чудо-пригласительные были двух видов: одни только на новогоднее представление, другие – с отрывным купончиком для получения сладкого подарка. Вот такими главные новогодние атрибуты видели запорожские детишки 50-х: «Подарки представляли собой кульки, свернутые из оберточной бумаги. Сворачивались они самостоятельно организаторами праздника. Иногда, если не надо было «вертеть» сотни таких кульков, их даже разрисовывали карандашами и красками. От современных ярких упаковочек они резко отличались и содержимым – кроме конфет там могли быть ирис в плитках, яблоки, мандарины и грецкие орехи. Нам в те годы и они были в радость!», – вспоминает запорожский пенсионер Ефим Стадник.
Сначала – шоколадные!
Чуть позже юные запорожцы стали возвращаться с «елок», шурша целлофановыми пакетами и гремя красочными картонными «чемоданчиками».
– Больше всего нравился даже не процесс поедания сладостей, а чувство предвкушения, которое сопровождало вскрытие вожделенного пакета, – вспоминает запорожец Евгений Охрименко. – Так здорово было из основной массы «повседневных» ирисок и «барбарисок» отбирать шоколадные конфеты. Пусть даже если такими в начале 90-х мы считали белесые батончики и вафельные «фазанчики», в которых не было и грамма шоколада.
Неизменным был и ритуал поедания сладких подарков. Сначала (зачастую сразу же) съедались самые вкусные лакомства: шоколадные «медальки», конфеты «Мишки» («косолапый», и «на Севере»), «Маска», «Ласточка», «Каракумы»… Затем наступала очередь леденцов, карамелек и ирисок. Заканчивали горошинками драже. Часто к завершению каникул (редко кто ограничивался походом на одну Елку) щеки сладкоежек покрывал обильный диатезный румянец… Впрочем, это не мешало нам с нетерпением ждать очередного Нового года!
Роман Акбаш, "Прав.ДА"

Опубликовал akbash , 13.02.11 22:50
Просмотров: 1595 | Комментировать [0]
Другие новости по теме: